12:30 

Не совсем связные мысли на тему учебных текстов

Такабко
Оторву от небесной дымки кусочек. На ладони тебе в паутинке лазурь - улыбаешься.
Шароварный патриотизм - это не просто плохо. Это дикий пиздец.

Почему, зная, что Украина в основном ассоциируется с борщом, казаками и Кличко, в учебники раз за разом впихивают тексты о Шевченко и национальном гимне? Разве нечем больше гордиться? Так есть ведь, причем малоизвестное часто оказывается таким, что челюсть отвисает.

Мне иногда кажется, что воспитательная сторона образования как раз-таки состоит в необходимости привить шитый белыми нитками патриотизм и создать в голове кашу из рандомных фактов о стране, чтобы таким образом четко разделить людей на две части: те, кто не хочет знать ничего свыше программы и либо забудет даже ее, либо будет размахивать флагом за Бандеру/антифа/любое другое движение, и те, кто захочет покопаться, узнать больше и осмыслить - например, что на самом деле набивали в трубку те же казаки.

Ни историю, ни любую другую гуманитарную науку нельзя рассматривать только в локальном аспекте. Еще более мерзко становится, когда сравниваешь, скажем, учебные пособия по национальной и всемирной истории: в первом пишут то, что не запрещено текущим штатом Минобразования, и щедро приправляют совершенно неуместными эмоциями, во втором - более или менее осознанные лоскуты из чьих-то диссертаций.

С литературой абсолютно так же. Про изучение родного языка вообще молчу, его прямо-таки стараются сделать пыткой. Достаточно просто сравнить то, как преподносятся одни и те же науки в рамках национального и глобального. Национальное - по крайней мере, на уровне чуть выше примитивного - всегда подвергается жесткой цензуре.

Не спорю, второкласснику не будешь втирать о процессах глобализации и международных договорах, попутно цитируя Тоффлера и Шпенглера. Детям достаточно и нескольких ярких фактов, которые в дальнейшем служат ориентирами. Но почему-то старших школьников и студентов часто ставят на уровень все тех же второклассников, почти не изменяя подход к образованию. И они понимают, что их где-то обманули. И большинство кладет большой и эрегированный на все, что связано со страной. Они просто живут в ней, учатся, работают... и втайне мечтают эмигрировать, потому что где-то наверняка лучше, где-то есть разнообразие в жизни, есть свобода мысли и остальные гарантированные ООН права. Точнее, так кажется.

На самом деле выбор есть всегда: знать или не знать, забить или попытаться докопаться до крупиц истины самому. Зато можно легко урезать возможности для реализации одного из путей, нафаршировав мозги населения ленивыми варениками и тем самым убив уважение к себе как к нации, внушив чувство глубокого стыда за себя самих.

@темы: будни: конспект, жалобная книга

URL
   

Мимо крокодилов, за птеродактилями, в небо

главная